Друзья, я продолжаю исторический цикл. Будет ещё одна история, почти современная. Здесь же опять пройдёмся по Библии, если считать её историческим свидетельством. Снова о том, как ели, пили, продавали и покупали, пока не… Что «не» — в истории ниже. Предыдущие два поста: о захватившем нашу цивилизацию — глобальном историческом подлоге — здесь — об истинных целях тех, кто ведёт народы — здесь. А здесь — о том, как нам прямо сегодня (не когда-то давно, а на нашем с вами веку) переписывают Библию. Кто в теме — знают, зачем это делается. Если бы люди знали свою настоящую историю, ими невозможно бы было управлять. Но в обществе потребления историческая тема не в чести. Мы с вами осилим хотя бы эти части, обозначим аналогии — уже молодцы. Дальше — копать и копать. Аналогии, конечно, напрашиваются недвусмысленные и все они — с современностью. Так и должно быть, поскольку всё повторяется. Повторится ли и в этот раз? Заодно и узнаем. Человеку, проведшему параллели и наклонные, обозначившему точки схода и увидевшему закономерности узнать будет проще. Хотя не факт, что веселее. И напоминаю: моя задача не навести абсолютную историческую правдивость (это невозможно, да и я — не историк), а выбить из шаблона. Кто захочет дальше — источников сегодня очень много.
Спасутся только праведники. Вы действительно в это верите? И свидетельства библейские есть? Можно сказать, фундаментально – духовные? Возьмём, например, Лота. По библейской легенде о Содоме и Гоморре он единственный из жителей, вёл праведный образ жизни, в связи с чем был выведен ангелами вместе с семьёй из подлежащих огненной аннигиляции мест, и укрыт с дочерьми в пещере. Жена Лота до убежища не дошла, ибо сказано им при исходе было: «не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей», но невежественная женщина не смогла оставить свои привязанности, «оглянулась позади его, и стала соляным столпом». Грустная история скажете вы? История о праведности и безусловном доверии к Богу с одной стороны, и о неверии и духовной развращённости с другой? Как-бы не так, скажу я вам.
А скажу я: «история ещё более грустная, чем вам кажется». И разве что только о безусловном доверии Богу – Богу ли? – идёт в ней речь. Ибо не праведники спаслись в результате этой истории, а те, у кого были деньги и ресурсы. И породили два новых не в самом положительном смысле значимых для библейской истории народа: моавитян и аммонитян. Да-да, именно тех, про которых было сказано в 23-й главе Второзакония, что «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки». Вот такая история про «праведников». Но даже не в блуде дело, про который сказано в библейском «Бытии» чёрным по белому – позже поясню, откуда у спасшихся «праведников» блуд. А в том, что прямо, как на «Титанике» — выжили только пассажиры первого класса. Увы. История всегда повторяется. А всё дело в том, что Лот не был просто племянником Авраама…
Лот был не просто племянником Авраама. И он не был просто каким-то праведником из Содома. Он был судьёй Содома. В те времена судья в городе – главный человек. Выражаясь современным языком – мэр. При том, что сам Лот в Содоме даже не жил, имея дом в пригороде. Немного предыстории: Авраам вместе со своим племянником Лотом вместе вышли из Месопотамии, из системообразующего по тем временам шумерского города Ур, многое перенесли вместе. Но потом почему-то разделились. Почему, спросите вы? Всё просто: из посещённого дядей и племянником Египта, где у Авраама случилась какая-то небывалая и странная афера с его женой Сарой и её замужеством за Фараоном, они вынесли столько, что стал «Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом», и «у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры», и «непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе». Пошли ссоры и раздоры между их бригадами. В общем, пришлось расходиться.
Что там такое было у Авраама с женой и Фараоном – шпионаж и последующий шантаж, или совместный проект – вопрос. Но то, что это был какой-то схематоз, очевидно. Что такое регулярно происходило у титульного библейского народа с этими египтянами, что они всё время, буквально через несколько поколений – сначала Авраам, потом Моисей – разводили тамошних правителей на золото, даже сказать не берусь. Но выглядит это то ли как какое-то вековое мошенничество, то ли как договорнячок. Важно другое. В Содом Лот пришёл состоятельным человеком. А после ряда событий стал не просто богатейшим, не пастухом каким-то там обыкновенным, а местным авторитетом, гражданином-начальником. Но строчку об этом вы в интернет – изданиях, читай: искажениях Библии не найдёте. Разве что в некоторых переводах Торы и старых печатных экземплярах Ветхого Завета. Кстати, говорят, что иудеи Лота не любят. Позже – поймёте почему.
Тема Лота и его дочерей очень полюбилась художникам средневековья. Порно тогда ещё не придумали, общественная мораль была куда более ориентирована в сторону похоти, чем сегодня (большинству сегодня просто некогда её испытывать). Поэтому на популярную тему появилось сразу много картин. Это «Лот и его дочери»Симона Вуэ. Написана в 1633 году и сейчас находится в музее изящных искусств Страсбурга. Не будем здесь рассуждать об игре света и тени, о технике и т.д., а просто рассмотрим выражения лиц героев этой сцены. Явно всем хорошо. И выпить есть что. По крайней мере, художник так увидел.
В общем, в преддверии кары господней спасать ангелы пришли именно судью Содома Лота, богатейшего человека. Мы уже упоминали, что сам он в Содоме не жил. Так вот, пришли к нему два ангела с предупреждением – инструкцией на рабочее место, где «Лот сидел у ворот Содома, восседал как судья». Куда человеку девать в этом случае ангелов? Если не прямо уж ангелов, то личностей, скорее всего, приметных и сильно отличающихся от коренного населения. Естественно, скорее тащить за город в дом, с чужих глаз долой. А то люди могут не так понять, встревожиться. Но люди встревожились и без того – Содом был не настолько большим городом, чтобы им не заметить двух странно выглядящих чужеземцев, да и слухи наверное шли о грядущей беде… В общем, собрались они к дому Лота, требуя объяснить происходящее и переговорить напрямую с посланниками – ведь «познать их», это необязательно то, что вы подумали. И тогда Лот предложил им… Как вы думаете что? «Вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно». Поняли? Правильно, он предложил им в безвозмездное и ненормированное по времени и степени пристрастия пользование своих дочерей – девственниц. Лишь бы не выдавать то, что случится буквально через несколько часов. Ужас, да? А вы – о праведности. С другой стороны, праведность – это как посмотреть, смотря с какой точки зрения выносить оценки. Подвиг, знаете ли, бывает разный. И праведность – то есть полная и беспрекословная верность определённому хозяину, своему Богу – тоже.
Наверное, стоит всё-таки уточнить, за что иудеи невзлюбили Лота? Так вот, в отличие от Авраама, Личности с большой буквы и человека с железной волей, Лот был слабаком. Сластолюбцем, как выражались в прошлом и позапрошлом веках. Такое часто случается в окружении вождей: лидер и тень, ведущий и ведомый, не щадящий живота своего и ищущий выгоды. Поэтому Лот всегда был готов скорее откупаться, чем отбиваться. Скорее идти на поводу у обстоятельств, чем оказывать им сопротивление. Это показывает случай с агрессивно настроенными аборигенами и его дочерьми. Потому и разделились они с Авраамом, но связь с племянником тот всё же поддерживал – соседи, как-никак. И родственники. Говорят, именно из-за Авраама посланники пошли Лота спасать, а вовсе не из-за его «праведности». Он может и преуспел морально больше, чем в среднем по больнице… Но поскольку жил он в предместье, то в городе ни одного праведника не нашлось, соответственно содомитов и не пощадили. Но бытие, то есть среда, определяет сознание. И если учесть всё, что было сказано выше, то не только и не столько в праведности было дело, сколько в происхождении. С семьёй ли Лот ушёл тогда за «ангелами» из определённого к испепелению Содома вкупе с Гоморрой, или были с ними всё-таки ещё соратники, покрыто толстым слоем времени. Библейская история – мы ведь рассматриваем с вами сейчас Библию как исторический сборник, а не как мистический – так вот, история говорит, что до спасённого города Сигор дошли Лот и две его дочери. Жена же по слабости духа замешкалась, окаменела, и служит сейчас оригинальной легендой для топографического образования, привлекающего иностранных туристов и обогащающего местных таксистов. Так вот, когда праведник Лот и дочери его спаслись, они не нашли ничего лучше, чем положить начало двум новым племенам: моавитян и аммонитян путём… Инцеста. Да ещё и в состоянии алкогольного опьянения. То есть, буквально говоря, дочери напоили Лота и принудили его к соитию. А он, выходит, отказать не мог. Не имел на то никакой воли.
А это «Лот и его дочери»Хендрика Гольциуса. 1616 год, сейчас картина находится в коллекции Рейксмузеума. Здесь герои уже не просто «ютятся в горе», а потребляют отнюдь не бедняцкую снедь. Пришли на место они с собакой, а на дальнем плане можно разглядеть лису. Выпивка тоже имеется. Гольциус не стал приписывать персонажам библейской истории возвышенные черты, как у Вуэ и стилизовать их образы под ренессанс. Вполне себе такие… приземлённые. Приближенные к реальности, скажем так. Особенно образ Лота. Выходной в кубанском пригороде.
Этот факт из жизни праведной семьи (у которой только что погибла мать и многие знакомые), предпочитают объяснять тем, что были они в пещере и думали, что все погибли и «нет человека на земле, который вошёл бы к нам по обычаю всей земли, так напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя». Ну что поделать… Надо так надо жертвовать собой. Если не вдумываться. Но погодите! Ведь для Лота его Бог сохранил город Сигор. Там были люди, что свидетельствовало о сохранности племени человеческого на земле. Так зачем же такие жертвы? И тот факт, что жили они в пещере, упоминается только в последних интернет-версиях Бытия. А вообще-то, жили они «в горе». В Библии вообще часто живут «в горе», в том числе и во время странствия более позднего библейского персонажа — Моисея. Так может, «гора» — это не совсем пещера? А вовсе даже «город»? Особенно в тройном переводе с древнееврейского через латынь и греческий? А потом ещё и на интернетовский? А значит оставались, оставались вокруг ещё способные на подвиг зачатия люди, и жертвы инцеста были необязательны? Тем более, что где-то недалеко всегда было готово принять родственничков племя Авраамово? Можно же было хотя бы проверить…
«Лот и его дочери» Альбрехта Альтдорфера. Здесь уже совсем всё плохо. Особенно с Лотом. И это, в отличие от двух предыдущих «барокко», картина эпохи Возрождения, 1537 год. Стиль называется маньеризм. Одна дочь — с Лотом. который здесь больше похож на какого-то фавна. Вторая ждёт своего часа неподалёку. Позади пылают станицы исчезает с лица земли Содом. Это видение. несмотря на эпоху, настолько далеко от привычного нам ренессанса, что красотой человеческого тела, как на первом изображении, пошлость сюжета уже не прикроешь. Набрав в интернете его название вы без труда найдёте ещё десяток картин на эту животрепещущую тему инцеста.
Вот такая история о праведности спасённых. Две дочери – девственницы с неустойчивой социальной ответственностью и готовый ими, скажем так, пожертвовать, старец, обладающий неплохим состоянием, и все они — спасённые по заступничеству его дяди — патриарха неизвестными, выглядящими не совсем как люди, от гибели в дошедших до полного морального разложения городах. Знакомый контекст, не правда ли? Праведники… Хотя, смотря с чем сравнивать. Если, как предполагается, сравнивать с убеждёнными мужеложцами, наверное, да. Моава и Бен Амми «праведники» всё-же родили, начало племенам аммонитян и моавитян положили (хотя для этого обоим парням, рождённым во грехе тоже нужно было с кем-то совокупиться – и тут логично возникает вопрос – с кем?). И города новые на вынесенное из стёртых с лица земли Содома и Гоморры золото построили. Никакую историю не напоминает? Так-то. Спасутся, значит, только праведники?
Кстати, по этому поводу нет солидарности даже у христианских толкователей. Поскольку толкуют открыто оценку этих ребят Моисеем: не войти «Аммонитянину и Моавитянину в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки» (Втор 23:3) потому, что по толковой Библии Лопухина «беззаконен их корень: родились они от беззаконного сочетания», то есть инцеста. Хотя основной их проблемой считается версия о в очередной раз захватившем эти племена языческом грехе поклонения золотому тельцу Баалу. «Аммонитянин изображает собой язычника, а Моавитянин — еретика», — это уже преподобный Ефрем Сирин. Ну и зачем спасали…
Ох уж этот не поддающийся никакому излечению телячий идеализм и вера в хорошее. По жизни всё очень просто: если бы спасались праведники, это бы работало и сейчас. Может быть не в такой степени. Не так чётко. Не обязательно с приходом во двор многоэтажки или в здание на Моховой в Москве ангелов. Но естественный отбор работал бы в другую сторону. Только — нет. Так не выходит. По заступничеству дяди спасаются зажиточные, обладающие властью люди, прелюбодействуют и скрещиваются, как попало, а потом производят после себя… Прости, Господи. Которые и остаются для дальнейшего «естественного» отбора. А вы всё верите в сказки. И не нужно мне говорить, что другие там были ещё хуже. Не повод это радоваться за вашу чудную цивилизацию. Так что нет в этой истории про Лота нравоучения о праведности с позитивной моралью, а есть просто изложение неких событий так, как оно и бывает. Тоже с моралью. Но не позитивной, а практичной, без всякого идеализма. Сам вас за хорошие глаза никто не спасёт. Делайте уже что-нибудь. Я не про дочерей, оставьте их уже в покое и делайте что-нибудь уже сами. Ну, вы меня поняли.
А изображение на обложке этой записи мне подобрал ИИ. Он видит подвиг Лота и его дочерей вот в таком, героическом, свете. В стиле блокбастера. Да и дочери, похоже, малолетние. Ну что-ж, он подобрал — я разместила. Для привлечения внимания.
Одно мнение о "История о спасении: миф или реальность? Падшее племя Лота."